суббота, 2 апреля 2022 г.

Автомобильная антенна на 40 метров

 

Автомобильная антенна на 40 метров

Автомобильными CБ, УКВ, ДМВ антеннами сейчас никого не удивишь. Таких антенн огромное количество видов, типов, ценовых категорий…

Автомобильных же коротковолновых антенн — великий дефицит…
А те, которые могут работать в движении — вообще можно пересчитать на пальцах одной руки.

При довольно низкой эффективности, стоят непомерно:
От 10 до 30 тысяч АТАС и до 180-190 тыс Стелс…
Причем "Стелс" — это такая огромная елда весом 5.5 Кг, диаметр корпуса согласующего устройства 100мм, длина 90см!, ее можно прикрутить, разве что на танк или камаз. там она будет смотреться органично…

R6DR со своим стелсом ))

антенна стелс кв


Это же не нормально? Правда? ))

При всех наворотах, и конском ценнике, они остаются СИЛЬНО укороченными антеннами… а значит, их эффективность невелика…

Существуют "бюджетные" варианты однодиапазонных антенн, типа MFJ-1610, MFJ-1620, MFJ-1630, MFJ-1640… Цена не высока, 2-3 тыс.
Но их конструкция весьма громоздка и, лично мне, не внушает доверия…

MFJ 1640 кв антенна


~ метр стеклопластикового прутка, ощутимо толстого и ~метр стальной хлыст…

В общем все эти варианты были отметены сразу. мне не подходили.

Я пошел другим путем.
Свою антенну Для работы в движении на 40 метровом КВ диапазоне я изготовил из автомобильной сибишки…

Я искал САМУЮ длинную антенну… с САМОЙ большей длиной полотна. с самой большой катушкой.
Попалась БУ антенна MIDLAND.
Длина полотна 190см
Диаметр корпуса катушки 50-55мм
длина катушки 150мм
Вот такой монстр ))

си би антенна


Потроха Катушки были удалены, остался только каркас
Каркас оказался разборным и полым внутри!
Это очень удобно, все согласующее устройство можно спрятать внутрь!

Су антенны


Схема согласующего устройства проста, это классический П-контур.

схема су авто антенны на кв


К конденсатору на "холодном конце" особых требований нет, это должен быть качественный конденсатор рассчитанный на напряжение >200В.
Желательно, что он был рассчитан на хорошие реактивные токи…
Но в крайнем случае, можно поставить несколько конденсаторов в параллель… 2-3 китайских уже не греются…

А вот конденсатор на "горячем конце" должен быть рассчитан на напряжения порядка 5000-6000 вольт… при тех же свойствах — переваривать реактивные токи. и быть устойчивым к влаге в воздухе.

Это конденсатор я выполнил в виде трубки, диаметром 3мм, от телескопической антенны, помещенной в изолятор из PETg.
Можно обойтись без изолятора, обеспечив зазор между обкладками 4-6мм, но мне показалось что так будет надежнее.

конденсатор


Вторая обкладка конденсатора это стакан из трубки 12мм.
Стакан припаян на конец латунного болта.
другой конец болта распилен "под шлиц"

СУ


В латунном наконечнике каркаса катушки, куда накручивается держатель штыря антенны, просверлено отверстие и нарезана резьба

сборка су


Куда вкручивается болтик стакана обкладки конденсатора.

В собранном виде, внутри каркаса катушки эта конструкция выглядит приблизительно так.

СУ автомобильной антенны


Теперь вращая болтик стакана можно регулировать его перекрытие с второй обкладкой конденсатора…

теперь собираем всю внутрянку…
Тянем земляной провод до центральной обкладки переменного конденсатора, напаиваем емкость(и) "холодного конца"



И мотаем катушку проводом 1мм

катушка авто кв антенны на 40 метров


Наматывать имеет смысл на 3-2 витка больше расчетного…
чтоб потом не перематывать по несколько раз.
Потом, при подгонке в резонанс придется по половине виточка отматывать и таким образом вгонять в диапазон.

Регулировочным винтом, можно подстраивать антенну в пределах 100-120 кГц
это "оперативная" регулировка, для подстройки-настройки на месте…

трансивер


Начальная настройка антенны производится НА АВТОМОБИЛЕ, в месте постоянной установки.
Если есть анализатор, то с помощью него. если его нет, то методика очень простая.
Сперва устанавливаем среднее положение перменного конденсатора (винтом в латунной втулке)
Потом находим минимум КСВ.
Если минимум КСВ ниже по частоте, отматываем по половине витка, добиваемся минимума КСВ в пределах 7.000-7.200 мГц.
А точная настройка производится переменным конденсатором…

Если после настройки резонанса не удается добиться КСВ меньше 1.3 то Нужно увеличить(возможно уменьшить) емкость конденсатора "холодного конца" П-контура…
Для этого нужно будет разобрать катушку…

Антенна требует очень надежного электрического контакта с кузовом… Иначе настроить ее не получится.
На магнитном основании антенна будет иметь очень большие проблемы с настройкой… или совсем никак не настроится…

Антенна получилась довольно широкополосной для укороченных антенн, и полоса по КСВ 1.5 составляет около 80-100 кГц.
при средней частоте 7150, позволяет работать почти во всем SSB участке 40 метрового диапазона без подстройки…

Конечно, не стоит питать иллюзий относительно автомобилок и КВ диапазона…
Но тем не менее, антенна работает, и работает не плохо…
Позволяет скоротать время в дороге, послушать о чем беседуют радиолюбители ))

Это все еще укороченная антенна… но ее преимущество хорошая селективность, за счет П-контура… и отсутствие помех в дали от населенных пунктов.
Разве что помехи от неисправных систем зажигания автомобилей. но это не часто.

Заходите в гости.
Всем добра, мира, чистого эфира, дальних связей.
73!

Небольшой апдейт статьи.
Меня почти каждый день мучают вопросами: Что там с реактивкой?!
Что показывает анализатор?
Какая полоса?
Я устал всем отвечать отдельно smile
Отвечаю сразу всем …

Все хорошо…

ксв антенны для авто


Полоса по КСВ=1,5

нано вна графики


Около 60 кгц

настройка антенны


Вадим R6CDU

Комментариев нет:

Отправить комментарий