суббота, 2 апреля 2022 г.

Антенна Моксон на 40 метров

 

Антенна Моксон на 40 метров

Немногие коротковолновики удовлетворены своими антеннами даже на 40 и 80, не говоря уже про 160. Подавляющая масса так и живёт с "дельтами 80-шного диапазона". Я не исключение, разве что у меня не дельта, а диполь. И, как я горько шутил в одном из недавних постов, стоит вносить поправку в стратегию международных контестов учитывая тот факт, что, например, 40 и 80 имеет смысл отрабатывать по частотному плану США: у них на эти диапазоны антенны лучше (направленные) и можно попаразитировать на этом. Ну, как бы, думаю, (как иногда дети мечтают: вот придёт бабушка с мешком конфет :-), о том как на нашем безрыбье получить на НЧ диапазонах хотя бы 2-5 дБ добавки в нужном направлении.

Ха, скажете вы, всё уже решено, только тугрики давай. Уже давно 2 а то и три элемента на 80 уже не редкость. В принципе утверждение правильное, но я отправляю вас к началу статьи: про безрыбье :-( И одновременно напоминаю:вспоминайте историю. Сколько чудесных случаев спасения в безвыходной ситуации благодаря смекалке мы знаем. Вот еще один ответ на риторический вопрос: стоит ли изобретать велосипед.

А у нас - простые верёвки :-) Ведь на двадцатке и выше всё получается?! Прежде всего, конечно, следует учитывать размеры доступной территории. У меня, например, это всего-навсего 15х15 метров и в центре уже стоит армейский телескоп нагруженный 3-х диапазонным гексабимом, УКВ антеннами и "Inv L" на 160 метров Так что в своих фантазиях надо исходить из реалий :-) Лучшее, что можно сделать - переключать что-нибудь типа MoxoN или SM0DTK. Имеется в виду релейное подключение-отключение ко второму элементу проволочного дополнения, опускающего резонанс элемента вниз. То есть отключено удлинение - элемент работает как директор. Вот они, желанные 3 дБ :-) Подключили дополнительный отрезок - получился рефлектор. Вот 2 дБ в другую сторону. Понятно, что сложностей с подключением, вернее с организацией подвески реле и управляющего напряжения больше чем достаточно. Но ведь думает кто-то над изобретением велосипеда?

Поэтому я поковырялся в своих блокнотах и нашёл модель, над усовершенствованием которой можно поразмыслить. Это MOXON на 40 метров, причем в вариациях: подвеска к 4-м точкам и к двум. По топологии моего участка реально (да и конструктивно удобнее) как раз 4-ре точки. при этом до места, куда надо будет подвесить реле - рукой подать из моего окна :-)

антенна моксон на 40 м


Как видно из рисунка (хоть убей не помню откуда он попала ко мне в блокнот, да извинит меня автор) антенна уже выполнена в варианте вибратор - рефлектор. Конечно, автор приврал маленько, указанных на рисунке 5 дБ быть не может, так как это даже не полноценный (полноразмерный) вариант двухэлементной Яги. Разве что автор приводит усиление по отношению к изотропному излучателю. Но нас и 3 дБ на 40-ке устроит :-) При этом длина изогнутого рефлектора равна 21,26 метра. С помощью реле от этой длины нужно будет отсекать 1,5-1,7 метра с любой стороны рефлектора. Очень привлекательной с конструктивной точки зрения "обрезания" выглядит одна из точек подвеса, но укорачивать элемент на 2,9 метра это уже слишком. Изменять геометрию антенны нельзя, так как это повлечёт за собой радикальное изменение её резонансных и направленных свойств. Таким образом если середина одной из боковых сторон вашего Moxonа близко к вашему окну - рекомендую рискнуть: нестандартное решение иногда приносит хороший результат :-)

P.S. Принципиальное примечание. Переключающие качества реле (по напряжению) должны быть высокими, а паразитная ёмкость - небольшая. На практике это означает что отлично будут работать различные бескорпусные "хлопушки" с большим расстоянием между контактами.

Я еще этой конструкции не повторял, но если соседка позволит мне воспользоваться своим чердаком как четвёртой точкой подвеса (11 метров над землёй - промерено, у меня такой же дом :-), то по весне рискну.

Комментариев нет:

Отправить комментарий